Я давно обещала про ответственность, да?
Когда на прошлой неделе я писала о личных границах, я упомянула только одно убеждение, которое способствует нарушению своих и чужих границ. Это убеждение в том, что у кого есть границы, тот плохой. Но это далеко не единственное так работающее убеждение. И сегодня я расскажу о следующем из них. О прекрасном, благородном убеждении "я в ответе за других людей". И о том, как это убеждение ломает границы. Их, других людей, границы. Да и ваши тоже.
Помните детскую песенку "тем, кто за нас в ответе, давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять"? Механизм ведь очень прост. Если вы в ответе за других людей, значит они могут и не нести за себя ответственности сами. Зачем, если есть большой и сильный другой, который придет, поможет, соломки подстелет, сопли вытрет, денег даст и вообще... он же в ответе, рыпаться-то чего?
Конечно, это все карикатурно выглядит, если речь идет о взрослом, здоровом, самодостаточном человеке. Сразу вспоминается анекдот про уточку и лебедя. Помните, где уточка канючит "ну конеееееечно", а лебедь пытается поделиться позитивом, пока не понимает, что это бесполезно? Пытаясь нести ответ за взрослого и здорового, радостно переложившего всю ответственность на вас, вы рано или поздно наткнетесь на желание сделать то, что сделал в анекдоте лебедь, а именно вернуть ответственность ее владельцу и отправить его на все четыре стороны самого с ней разбираться. И лучше бы раньше, чем позже.
Сложнее, если ваш подопечный болен, мал или стар и вообще заведомо слабее вас. Где граница? Ее сложно провести. Но необходимо. Если человек вообще обладает сознанием, он способен нести кусочек ответственности за себя, пусть и небольшой. И с одной стороны это - право принимать решения. А с другой - и право получить по носу за неверное решение. Естественно, зона ответственности двухлетнего и тринадцатилетнего будет разной. Но у каждого - будет. И, отнимая ее, вы отнимаете у него право быть сильным и самостоятельным. И превращаете его в ту самую уточку.
На самом деле есть существенная разница между ответственностью _за_ кого-то и ответственностью _перед_ кем-то. И чтобы другой не превратился в зависимого и слабого, надо всего лишь помнить эту разницу и проговаривать ее про себя. Вы не _за_ кого-то ответственны, не вместо, а ответственны _перед_ ними. Чтобы признать свою ответственность перед кем-то, надо сперва вспомнить, что он личность вообще. А у личности есть границы и право решать самому. И огребать за неправильные решения, безусловно. Ответственность, конечно, должна быть посильной. Но, отнимая право огребать, вы отнимаете возможность быть личностью. Все, что не убивает нас, делает нас сильнее. Хотя, конечно, очень сложно бывает порой произнести те самые слова, которые лебедь из анекдота сказал уточке.
А теперь поговорим об обратной стороне медали. Установка "я отвечаю за других людей" нарушает не только чужие границы. Она нарушает и ваши. Она говорит, что вы не имеете права быть счастливым, потому что вы сильный. Потому что вы старший. Или молодой. Или умный. Или волевой. Или Бог знает, какой еще. Она говорит, что вы обязаны помогать другим людям, даже если не хотите, не можете, силы выгорели и закончились, и на самом деле помощь нужна уже вам. Потому что какое право вы имеете, вы же сильный? Или умный? Или далее по списку. По сути, эта установка тоже лишает вас права сказать "нет", ровно так же, как установка "только плохие люди имеют границы". Просто она заставляет вас быть безотказным в других случаях. Причем иногда и в таких, когда вас, в общем, и о помощи-то не просили, и не факт, что она нужна. "Причинение добра" очень обоюдоострая штука, равно опасная для того, кто причиняет, и для того, кому.
Так что будьте бдительны, люди. И не берите на себя ответственность за всех людей, которые вас об этом не просили. Да и если просят... подумайте, не нарушаете ли вы этим чужие и свои границы. Просящий ведь может быть вообще не в курсе, что они есть.
Когда на прошлой неделе я писала о личных границах, я упомянула только одно убеждение, которое способствует нарушению своих и чужих границ. Это убеждение в том, что у кого есть границы, тот плохой. Но это далеко не единственное так работающее убеждение. И сегодня я расскажу о следующем из них. О прекрасном, благородном убеждении "я в ответе за других людей". И о том, как это убеждение ломает границы. Их, других людей, границы. Да и ваши тоже.
Помните детскую песенку "тем, кто за нас в ответе, давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять"? Механизм ведь очень прост. Если вы в ответе за других людей, значит они могут и не нести за себя ответственности сами. Зачем, если есть большой и сильный другой, который придет, поможет, соломки подстелет, сопли вытрет, денег даст и вообще... он же в ответе, рыпаться-то чего?

Сложнее, если ваш подопечный болен, мал или стар и вообще заведомо слабее вас. Где граница? Ее сложно провести. Но необходимо. Если человек вообще обладает сознанием, он способен нести кусочек ответственности за себя, пусть и небольшой. И с одной стороны это - право принимать решения. А с другой - и право получить по носу за неверное решение. Естественно, зона ответственности двухлетнего и тринадцатилетнего будет разной. Но у каждого - будет. И, отнимая ее, вы отнимаете у него право быть сильным и самостоятельным. И превращаете его в ту самую уточку.
На самом деле есть существенная разница между ответственностью _за_ кого-то и ответственностью _перед_ кем-то. И чтобы другой не превратился в зависимого и слабого, надо всего лишь помнить эту разницу и проговаривать ее про себя. Вы не _за_ кого-то ответственны, не вместо, а ответственны _перед_ ними. Чтобы признать свою ответственность перед кем-то, надо сперва вспомнить, что он личность вообще. А у личности есть границы и право решать самому. И огребать за неправильные решения, безусловно. Ответственность, конечно, должна быть посильной. Но, отнимая право огребать, вы отнимаете возможность быть личностью. Все, что не убивает нас, делает нас сильнее. Хотя, конечно, очень сложно бывает порой произнести те самые слова, которые лебедь из анекдота сказал уточке.
А теперь поговорим об обратной стороне медали. Установка "я отвечаю за других людей" нарушает не только чужие границы. Она нарушает и ваши. Она говорит, что вы не имеете права быть счастливым, потому что вы сильный. Потому что вы старший. Или молодой. Или умный. Или волевой. Или Бог знает, какой еще. Она говорит, что вы обязаны помогать другим людям, даже если не хотите, не можете, силы выгорели и закончились, и на самом деле помощь нужна уже вам. Потому что какое право вы имеете, вы же сильный? Или умный? Или далее по списку. По сути, эта установка тоже лишает вас права сказать "нет", ровно так же, как установка "только плохие люди имеют границы". Просто она заставляет вас быть безотказным в других случаях. Причем иногда и в таких, когда вас, в общем, и о помощи-то не просили, и не факт, что она нужна. "Причинение добра" очень обоюдоострая штука, равно опасная для того, кто причиняет, и для того, кому.
Так что будьте бдительны, люди. И не берите на себя ответственность за всех людей, которые вас об этом не просили. Да и если просят... подумайте, не нарушаете ли вы этим чужие и свои границы. Просящий ведь может быть вообще не в курсе, что они есть.
Веселее, когда это специфика твоей профессии: врач, педагог и т. п... или командир туристического отряда в походе. Когда действительно несёшь за вверенных тебе людей уголовную ответственность.
Но на работе регламентированы границы этой ответственности: вот до сих я
тебя лечуза тебя отвечаю, ао туалетной бумагевот отсюда ты уже сам думаешь. И на работе, если можно так сказать, регламентированы "пространственные границы" ответственности: здесь и сейчас я забочусь о благополучии этой группы людей, а в другое время, в другом месте или если они выйдут из этого здания - то не я.В семье - тут, конечно, интереснее: пока ответственность за разваленное здоровье курильщика/алкоголика/наркомана не возложишь на него самого, ты ж все нервы себе измотаешь, нарезая круги вогруг и уговаривая отказаться от вредной привычки, потому что [список последствий], и грызя себя, что плохо уговариваешь.
Но любопытно с ответственностью получается, если берёшь её на себя в зоне ЧС: берёшь на себя инициативу, организуешь людей на помощь раненым, на поиск средств спасения из аварийной ситуации... фактически, ты ж командуешь другими людьми, значит - вламываешься в их границы, не? А это ж, типа, нехорошо... или в экстремальной ситуации - надо? К примеру, вон, авария в метро, вагон искорёжен, выходы заклинены, крики раненых и люди в панике. Если смогу нормализовать обстановку - я же это постараюсь сделать, хотя бы ради собственных безопасности и душевного комфорта. Но это как раз так и получится: "отвечаю за жизнь людей - значит, командую ими"... по крайней мере, теми, кто подчинился, и пока они в зоне моей ответственности.
Тут, мне кажется, регламентация определяется, по-хорошему, теми пределами в которых пациент, ученик, член туристской группы от тебя, как профессионала, зависит. В них же - и ответственность. И пока речь о подборе тебе очков, я-окулист тебе говорю, что делать, и за результат подбора отвечаю, но вот учить жизни браться не пытаюсь. Как-то так?
Но любопытно с ответственностью получается, если берёшь её на себя в зоне ЧС
Эх, кто ж мне говорил, что в критической ситуации значения слов "можно" и "нельзя" меняются на противоположные... ) Не помню, но как бы не папа-спасатель )))
Общего решения у задачи нет, не математика ) И в экстремальной ситуации иногда не до личных границ. Вот про правила экстремальной медицины уже точно папа рассказывал - главное, чтоб пациент дожил до приезда скорой. И если ты сломаешь ему два-три ребра, делая массаж сердца - оно, конечно, неприятно, но лучше, чем если врачи застанут труп с целыми ребрами. Правда, как первое правило упоминал - "не уверен - не берись".
А отвечает человек в таких случаях все равно не _вместо_ других людей.