
Бывает, вы поставили себе цель и засомневались. Как там у Цоя? "И вдруг нам становится страшно что-то менять". Или не страшно, а, скажем, странно... или даже стыдно (бывает и так!).
А бывает, как у одной моей знакомой четырехлетней девочки. Девочку нарядили для воскресной прогулки. Взрослые долго восхищались ее нарядом, обещали, что другие дети и взрослые в парке тоже восхитятся. Еще девочке обещали атракционы, "настоящую фотосессию" и мороженое. Потом девочку долго везли в парк. А потом девочка побежала - вот он, вход в парк, быстрей туда - побежала и... с размаху угодила в лужу. В большую лужу, полную воды и рыжей липкой грязи. И вот сидит девочка в луже. Взрослые говорят: "Вставай!" А она, рыдая, качает головой, не встану, мол. Взрослые опять: "Вставай!" А девочка опять отказывается. Взрослые уже смеются: "Ты что, там всегда сидеть будешь?" А девочке уже все равно, хоть бы и всегда. Прогулка испорчена, наряд изгажен, даже если она встанет, будет холодно и грязно, и все будут пальцем показывать. И на атракционах не покатаешься в грязной одежде, и в кафе со вкусной мороженкой, наверное, не пустят, и фотографироваться в таком виде совсем не интересно.

Сегодняшний пост будет как раз о том, что делать, если вы "прилипли" к неприятной и нежелательной для себя ситуации, от которой вроде бы и хотели бы избавиться, но... не выходит. Не складывается.
Обычно так происходит потому, что существующая ситуация кроме надостатков имеет еще и некие преимущества. Их называют "вторичной выгодой". Эти преимущества далеко не всегда перевешивают недостатки (хотя изредка бывает и так). Стремясь изменить ситуацию человек зачастую вообще не думает о том, что эти преимущества существуют. Чтобы понять для себя, в чем дело, стоит ответить на несколько вопросов.
- Дает ли вам существующая ситуация возможность делать что-то, что вы не сможете делать при ее изменении в "лучшую" сторону?
- Дает ли существующая ситуация какое-то уникальное психологическое состояние или ощущение, которого вы не сможете достичь при ее изменении?
- Избавляет ли вас существующая ситуация от необходимости делать что-то, чего вы делать не хотите или не любите?
- Избавляет ли вас существующая ситуация от состояния или ощущения, которые вы не хотите испытывать?
Бывает, вторичную выгоду легко найти сразу. Бывает, что вам кажется, что существующая ситуация приносит только плохое, и нужен длинный диалог, чтобы найти то хорошее, что она дает. Но если вы ситуацию не меняете, это хорошее есть точно.
Мой любимый пример "вторичной выгоды" связан с курением. Практически любой курящий скажет, что сигарета помогает ему расслабиться и/или сосредоточиться, помогает структурировать время и завязать разговор. Это не значит, что с этими задачами невозможно справиться без сигареты - все некурящие прекрасно справляются. Это не значит, что эти преимущества перевещивают недостатки курения - это каждый курящий решает сам. Но это значит, что вы не можете бросить курить, пока не найдете другие эффективные способы решать те проблемы, которые для вас решает сигарета.

Кстати, как вы думаете, в чем вторичная выгода сидения в луже для девочки из моей истории? Кто может сформулировать?
1. Не идти туда, где могут смеяться. Не убеждаться в том, что с "грязной одеждой" лишат всех обещанных радостей
2. Получить внимание родителей. Пусть поуговаривают, поутешают. Может что-то пообещают и дадут, чтобы вылезла из лужи
Второй раз падать не придётся - ощущение безопасности в некотором смысле. В луже грязная девочка вызывает меньше вопросов, чем просто в парке - тут сразу ясно, что случилось - сидит, плачет, значит упала и испачкалась.
1) Мне бы не хотелось идти к взрослым, которые надо мной смеются. И, вероятно будут шутить по пути домой.
2) А вдруг в луже что-то интересное? (головастики/красивые радужные разводы бензина/глина из которой можно что-то лепить). Фотосессия-то достаточно "взрослое" развлечение.
а так прям пост в тему. как раз такая ситуация возникла, сижу и разбираю по полочкам. =)
Но если судить по моему личному опыту - она не встаёт не потому, что “вторичная выгода”. Она правда не может встать.
Это... ну, шоковое состояние, у детей случается, у взрослых кстати тоже, но взрослому нужен стресс посильнее, падение в лужу недостаточно.
А вот мелкому - хватает. Именно что "прилипают" - то есть не могут оторвать руки-ноги и встать. А взрослые ругаются часто, полагая именно вторичную выгоду, проще говоря - что дитё притворяется, что вовсе не так...
по вёрстке
отчасти судя по мне очевидным мотивам вторичной выгоды
- сидя субъективно теплее и устойчивей, чем когда придется встать
- это наиболее подходящее место для проживания "весь мир против меня, аа!"
- пока сидишь, можно не предпринимать действий, сопряженных с неприятностями: двигаться, менять платьице, деятельно обламываться в планах, ну и получать от взрослых заодно
А вот мне кажется, девочке кажется, что пока она в луже сидит грязь не видно и не нужно куда то идти. А если встанет, то все - не будет парка, мороженого и т.п. Того же стимула вставать нет. Вот она и сидит.
можно ли залипание считать игрой разума.
по этому же сценарию ведут себя многие женщины с мужьями, затевая скандалы по пустякам.....
Точнее, из того, как именно мы оцениваем поступок девочки и ее мотивацию.
И то, что это забавно.
и что здесь не так?
И возможно начинает пусть даже не осознанно поощрять эти ситуации.
Поощряет ли неосознанно продолжение истерики человек успокаивающий, если объекту как раз нужно его внимание.
Что при этом получает поощряюший.....зачем он это делает?
ну узнает о нас больше и что?.....
иллюзия чего?
Это иллюзия.
что иллюзия, то что мы говорим о девочке?
лучше сами смотрите)
раз такие умные...пригодиться)
Ребенку в первую очередь нужно внимание взрослых. Желательно, чтобы оно было одобрительным. Во вторую очередь ребенку нужно соответствовать ожиданиям родителей. Что обычная мама время от времени говорит детке? "Надо быть чистенькой" и "Плохо, когда маме стыдно за тебя". И вот накладка сразу двух родительских требований: чистенькой быть не получится, маме будет стыдно за неряшку-дочку. А пока ребенок сидит в луже и ревет, всем ясно, что он не виноват.
У взрослого были бы другие профиты, например, попытки снять с себя внутреннюю ответственность за происходящее или избавиться от необходимости что-то решать. А малышу главное, чтобы мама не ругала.
Мне в таких случаях интереснее наблюдать за родителями...
Общее здесь - то, что те варианты изменения ситуации, которые может себе представить девочка, явно ухудшают ситуацию по сравнению с сидением в луже. Она не встанет, пока не найдется лучший вариант. Для нее лучший, с ее точки зрения, а не с точки зрения окружающих, которые вообще не понимают, как можно в луже сидеть.
Для того, чтоб увидеть вторичную выгоду в девочкиной ситуации, пришлось напрячь воображение. В своей, привычной и даже надоевшей, ее увидеть сложней. Но если хотите ситуацию изменить, надо найти то, что держит вас в ситуации - так, как вы нашли то, что держало девочку в луже.
Или у лени тоже есть какие-то скрытые мотивы?