Я буду говорить об экстремальных ситуациях, травме и горе.

Сложно сказать одним постом все. Потому скажу, чего не надо делать.

- бросаться обнимать. Да, тактильный контакт очень важен. Порой прикосновение - это та единственная очевидная помощь и поддержка, которую вы можете оказать. Но вы не знаете, как человек среагирует на ваши объятия. Лучше просто держите за руку или положите руку на плечо.
- держать человека, которого трясет. В прямом смысле неконтролируемо трясет после пережитого стресса. Как ни парадоксально, лучше его самого взять за плечи и потрясти. Трясет от нерастраченной энергии, от адреналина. Он растратится и человеку станет легче. Если не решаетесь трясти, укройте его тепло, сядьте рядом, возьмите за руку.
- обещать ту помощь, которую вы не можете оказать. Это типичная ловушка, в которую попадаются очень многие, ведь так хочется быть всесильным и помочь. Ваше обещание не принесет пользы ни вам, ни тому, кому вы обещали. Не надо.
- говорить "ваши чувства мне понятны". Два человека, находившиеся в одной и той же ситуации, могут чувствовать абсолютно разное. А если вы в той ситуации не были... это только создаст диссонанс. Да, слушайте. Да, кивайте. Да, сопереживайте. Но общие бездушно-заумные фразы ни к чему. Лучше просто молча взять за руку или вместе вздохнуть.
- говорить "ты сильный" и помогать делать вид, что ничего не случилось. Случилось, даже если вам и самому человеку хотелось бы об этом забыть. Когда человек держит чувства в себе, он или "каменеет", или кидается на окружающих. Оба варианта плохи. Иногда и сильные мужчины плачут, это не стыдно. Это правильно. Есть ситуации, в которых нормально испытывать самые интенсивные чувства. И лучше их выплакать, чем они будут грызть человека изнутри. И лучше вместе с кем-то. Разделенное горе делится пополам, разделенная радость увеличивается вдвое.
- бросать надолго одного. Иногда простая фраза или элементарная помощь по хозяйству, и даже просто совместно выпитая кружка чая и разделенная печенька важны.
- изолировать от обычных бытовых дел. Да, когда с человеком что-то случилось, часть его ежедневных дел придется взять на себя другим. Но желание что-то сделать самому, в чем-то принять участие - это следует поощрять. Это кусок возвращения к жизни. Но не заставляйте. Просто предлагайте. Иногда бывает, что и поесть-то нужно предлагать, без этого человек просто не ест.


И, наконец, важное. Если вы пережили ситуацию "из ряда вон", обращаться к профессиональной помощи психолога не стыдно. Это нужно и правильно. Есть телефоны доверия, есть специальные службы помощи пострадавшим от разного рода катастроф. Есть просто психологи.
А еще - находящийся рядом и оказывающий помощь тоже может нуждаться в помощи. Ровно аналогичного характера. Даже если он соприкоснулся с экстремальной ситуацией не сам, а через тех, с кем общается.

Не знаю, нужно ли писать о стадиях реакции на травму или утрату, о долгом пути, который ожидает каждого, кто ее пережил.
Не знаю, нужно ли писать о помощи в экстремальной ситуации "по самым свежим следам", когда экстремальная травмирующая ситуация только произошла.
Не знаю, нужно ли писать о панике и о том, как ее останавливать.

Если вы решите, что нужно, скажите, это будут следующие темы.

И на всякий случай напоминаю: мы не спорим о политике и религии в комментариях. Экстремальная ситуация, из-за которой меня попросили написать пост, носит политический характер. Но здесь мы ее обсуждать не будем, свои мнения, пожалуйста, оставьте при себе. Говорим о людях, их поведении и чувствах. Вся политическая конспирология и поиск виноватых - не здесь.

Комментарии
24.02.2014 в 21:06

That's what I do: I drink and I know things.
Надеюсь, что мне никогда не пригодятся подобные статьи, но все же хотела бы увидеть от вас посты на темы реакции на травму, помощь в экстремальных травмирующих ситуациях.
24.02.2014 в 21:09

"Добрым словом и мечом можно сделать больше, чем одним добрым словом!" Иванова, Баштовая
Ольга Климовская, вот как остановить панику, было бы очень интересно узнать.
24.02.2014 в 21:11

Edelgarde, пусть никогда не пригодится )
dragonseul, принято
24.02.2014 в 21:13

непоколебимая уверенность оборотня в том, что он - человек (с)
Спасибо за этот пост.

Да, хотелось бы еще почитать.
24.02.2014 в 21:13

"Добрым словом и мечом можно сделать больше, чем одним добрым словом!" Иванова, Баштовая
Ольга Климовская, и еще: можно ли это сделать самому. Или нужен другой человек обязательно?
24.02.2014 в 21:15

Тэйми Линн, а что сначала, что потом?
dragonseul, зависит от тяжести ситуации. Но с людьми лучше, в одиночку проще закупориться в себе и потом годами отходить от этого состояния.
24.02.2014 в 21:18

непоколебимая уверенность оборотня в том, что он - человек (с)
Ольга Климовская, а это как тебе удобнее и логичнее...Я все почитаю ))
24.02.2014 в 21:21

как остановить панику, было бы очень интересно узнать.
Тоже интересует. И в том смысле, как самому справиться с паникой, и как помочь другому.
24.02.2014 в 21:22

Не знаю, нужно ли писать о стадиях реакции на травму или утрату, о долгом пути, который ожидает каждого, кто ее пережил.
Не знаю, нужно ли писать о помощи в экстремальной ситуации "по самым свежим следам", когда экстремальная травмирующая ситуация только произошла.
Не знаю, нужно ли писать о панике и о том, как ее останавливать.


Да, нужно. Надеюсь эти знания не пригодятся, но считаю что будет очень полезно знать как реагировать в таких случаях. Это как первая помощь в экстремальной ситуации.

Еще хотелось бы узнать как правильно реагировать в не настолько экстремальных ситуацях, на что следует ориентироваться, когда просто требуется поддержать близкого человека в сложной ситуации, например, после конфликта с коллегой. Может быть есть какие-то моменты на которые следуюет обратить особое внимание или какие-то вещи о которых следует знать.

Большое спасибо за ваш блог, буду читать его с большим интересом.
24.02.2014 в 21:24

Каждому солдату по социопату! (с)
Пиши.
24.02.2014 в 21:30

There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
Про первую экстренную, пожалуйста.
24.02.2014 в 21:41

Princess_Vallery, ще хотелось бы узнать как правильно реагировать в не настолько экстремальных ситуацях, на что следует ориентироваться, когда просто требуется поддержать близкого человека в сложной ситуации, например, после конфликта с коллегой. Может быть есть какие-то моменты на которые следуюет обратить особое внимание или какие-то вещи о которых следует знать.
принято. про это тоже будет

amhran, Тэйми Линн, Ivry, Werekat, ок.
24.02.2014 в 21:45

Persephone & Acheron
все нужно)
24.02.2014 в 22:07

Diwedd y gwaharddiadau
Спасибо большое за пост.
24.02.2014 в 22:19

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Еще хотелось бы узнать как правильно реагировать в не настолько экстремальных ситуацях, на что следует ориентироваться, когда просто требуется поддержать близкого человека в сложной ситуации, например, после конфликта с коллегой. Может быть есть какие-то моменты на которые следуюет обратить особое внимание или какие-то вещи о которых следует знать. Дадада, я присоединяюсь к просьбе. Ещё очень интересно, что можно сделать самостоятельно - чтобы не впадать в панику и не циклиться на проблеме в такой ситуации.

Кстати, что касается тактильного контакта - он мне в таких ситуациях, сложных, может быть тяжёлых, но не экстремальных, очень сильно помогает.

Тоже хотелось бы, чтобы знания о помощи в экстремальных ситуациях не понадобились, но правильно выше говорят, это как первая помощь - лучше всё-таки знать.
Спасибо большое за пост.
24.02.2014 в 22:39

Люди всегда правдивы. Просто их правда меняется, вот и все.
спасибо за полезный пост)))

Не знаю, нужно ли писать о стадиях реакции на травму или утрату, о долгом пути, который ожидает каждого, кто ее пережил.
Не знаю, нужно ли писать о помощи в экстремальной ситуации "по самым свежим следам", когда экстремальная травмирующая ситуация только произошла.
Не знаю, нужно ли писать о панике и о том, как ее останавливать.


нужно
24.02.2014 в 22:53

постоянное дно
Очень полезная статья, спасибо.

Вопрос не по теме.
- говорить "ты сильный" и помогать делать вид, что ничего не случилось. Случилось, даже если вам и самому человеку хотелось бы об этом забыть. Когда человек держит чувства в себе, он или "каменеет", или кидается на окружающих. Оба варианта плохи.
Мне лично интересно, что можно сделать с вариантом "окаменения". То есть если человеку всегда говорили, что он сильный и он понял, что его чувства никому не нужны. Он привык подавлять их и теперь не может выразить ни грусти, ни радости, даже если захочет. Что с таким человеком делать? Можно ли как-то его "расконсервировать"?
24.02.2014 в 23:04

Kursnic, нужно. Это влияет не только на внешние проявления, но и на самочувствие, здоровье, продуктивность в работе и даже способность к творчеству. В следующем посте я напишу, как быть с ситуативным "закаменением". А если это превратилось в жизненный стиль, то тут сложнее. Я подумаю, что можно будет и на эту тему написать, тут парой слов в комментариях не обойдешься. Разве что посоветовать тренинг (только, умоляю, проверенный, шарлатанов много) или консультации у психолога.

Viorteya-tor, nicklausse_muse, да.
24.02.2014 в 23:08

постоянное дно
Ольга Климовская, большое спасибо за быстрый ответ. Буду с нетерпением ждать статьи по этому вопросу :goodgirl:
25.02.2014 в 10:11

Ну ужас, но не ужас-ужас (с)
У меня брат тяжело болен ,и я часто теряюсь и не знаю ,как правильно его поддержать и помочь пройти все психологические стадии...а так хочется помочь! Если Вам не сложно и есть что сказать, напишите пожалуйста. К сожалению ,он категорически не хочет идти к психологу за помощью...
25.02.2014 в 11:54

Xronika, О поддержке напишу. Тут главное - общаться, быть рядом, если жалуется - не поучать, а слушать, разделяя эмоции. Как это делать распишу подробнее в отдельном посте
А стадии зависят от того, излечима ли болезнь (((
25.02.2014 в 13:31

Ну ужас, но не ужас-ужас (с)
Ольга Климовская, Спасибо! Туберкулез...официально излечима, а на деле оказалось все сложнее...
25.02.2014 в 14:44

Дивная тварь из дивного леса.
Ольга Климовская,

- Как понять, что человеку - плохо (психологически плохо, а не физически)?
- Как определить, нужна ли человеку эта самая поддержка, есть ли признаки какие специальные, что ли?
- Как определить, в каком формате эта поддержка человеку нужна [в каком формате он её распознает и примет], есть ли какие специальные признаки? Ведь одному надо, чтоб за руку подержали и выслушали, другому - чтоб доброе слово какое-то сказали, третьему - чтоб отвернулись и не видели его слёз, четвёртому - ещё другое... Не то применишь - хуже, чем было, сделаешь, не сделаешь ничего - опять плохо! :apstenu:

Некоторые хотя бы по своим реакциям могут как-то в этом сориентироваться, а мне приходится на живых людях опыт приобретать...
25.02.2014 в 15:16

Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Ольга Климовская, спасибо большое. О панике я бы тоже почитала, очень актуально.
И, если будет когда-нибудь в тему, о выстраивании диалога в многопоколенной (бабушка - мама - дочь) семье. Хотя что-то мне подсказывает, что фактор возраста и склероза все сведет на нет.

Xronika, здоровья Вашему брату!
25.02.2014 в 16:14

Ольга Климовская, по поводу о чем написать. Я вот читая книгу впервые столкнулась с понятием "выставления границ" личности, и там пишут, что этому нужно учиться в детстве, иначе потом сложности. И еще пишут, что это одна из основных проблем, с которой приходят к психологу.
Из этого я поняла, откуда у моего мужа есть фраза "меня без приложения к кому-либо не существует".
Оцените с профессиональной точки зрения, насколько это тема, интересная широкой аудитории, в частности интересует то, как исправлять во взрослом состоянии то, что тянется с детства.
Если тема узкая, буду благодарна, если посоветуете, чего почитать.
25.02.2014 в 20:49

Ну ужас, но не ужас-ужас (с)
Гела, Спасибо!)))
26.02.2014 в 01:02

move, shoot, communicate
Да, очень хотелось бы почитать еще на озвученные темы, особенно про экстремальные ситуации и панику.
И еще - как помять, какого рода помощь человек захочет и сможет принять?
26.02.2014 в 07:33

Дивная тварь из дивного леса.
Suntrotter, разобраться с границами личности - своей и чужих - можно в любом возрасте, когда работает орган мозХ. Теоретически выучить это несложно. Только если человек уже взрослым начинает разбираться - ему ж приходится менять уже установившиеся представления (свои и окружающих) о том, что можно и нельзя с человеком творить. А проведение теории в жизнь требует уже не только хорошей памяти, но и немалой доли решимости, дипломатичности и терпения.
26.02.2014 в 17:09

Акша Таквааш, да я по книжке поняла, что все не так просто. Там нарушения границ связаны с нарушением границ времени (зависание в прошлых ситуациях), с зависимостями, с отделением своих желаний от желаний, привнесенных извне, и неумение сказать "нет" отсюда же. Там целый комплекс проблем. Только книжка о том, как не допустить такого у детей. А нужно для взрослых.
Теоретически выучить это несложно
Вот у меня муж спрашивает - а откуда я знаю, где мои желания, где чужие? И я не могу ему объяснить... И не могу сказать, что он безмозглый.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии